САЙТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 


Бусыгиной Алёны Сергеевны

МАДОУ "Детский сад № 7"

ЗАТО Северск, Томская область

ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА: 15.06.2024

***

Подписаться на RSS

Русские народные песенки и потешки (2-3)

АЙ, ВАНЬКА-ДРУЖОК

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!


АЙ, ДУ-ДУ, ДУ-ДУ, ДУ-ДУ

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

    Сидит ворон на дубу,

    Он играет во трубу.

Песня ладная,

Сказка складная.


АЙ, НЕ ПЛАЧЬ,  НЕ ПЛАЧЬ, НЕ ПЛАЧЬ

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!


АХ, ТЫ МОЯ ДЕТОЧКА

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.


БАЙ, БАЙ, БАЙ, БАЙ

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.


БЕЖАЛА ЛЕСОЧКОМ

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки

Грибочки - груздочки

Для сына, для дочки.


ЗАЯЦ ЕГОРКА

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!


ИДЕТ БАЙ ПО СТЕНЕ

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.


ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.


КУЙ, КУЙ, ЧЕБОТОК

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!


НАША МАША МАЛЕНЬКА

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.


НАШИ УТОЧКИ С УТРА

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»


НУ-КА, МИЛЫЙ ПАСТУШОК

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.


ОЙ, ЗАИНЬКА, ПО СЕНИЧКАМ

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!


Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.


Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.


Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.


ПОЕХАЛИ, ПОЕХАЛИ

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!


ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.


ПОШЛИ КОРОВУШКИ

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пощли овечки

Около речки,

Кулик-самолёт

Прилетел в огород.


ПРИВЯЖУ Я КОЗЛИКА

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.


 СЕЛ СВЕРЧОК НА ШЕСТОК

Сел чверчок на шесток,

Таракан - в уголок.

Сели-поседели,

Песенки запели.

Услыхали ложки -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи -

Попрыгали из печи

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Танцевал ухват с кастрюлей,

Миску щей перевернули,

А морковки дивовали,

Как все ладно танцевали...


СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.


У АЛЕНКИ В ГОСЯХ

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.


УЖ Я ТАНЮШКЕ ПИРОГ ИСПЕКУ

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!


ЧИКИ, ЧИКИ, КИЧКИ

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.


Русские народные сказки (2-3)

КОЗЛЯТКИ И ВОЛК

Русская народная сказка в обработке К.Ушинского

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:

«Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю».


Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдёт пастись. Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:


«Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

Полны копытцы водицы!»


Козлятки выслушали волка и говорят:

- Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!.

И не отворили дверей волку. Волк так и ушёл несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что её послушались:

- Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.


МАША И МЕДВЕДЬ

Русская народная сказка в обрабтке М. Булатова


Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревцо за деревцо, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да домни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!

Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри — не идёт ли дождик?

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

       Сяду на пенёк,

       Съем пирожок!

А Машенька из короба:

       Вижу, вижу!

       Не садись на пенёк,

       Не ешь пирожок!

       Неси бабушке,

       Неси дедушке!

- Ишь, какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит!

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

       Сяду на пенёк,

       Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

       Вижу, вижу!

       Не садись на пенёк,

       Не ешь пирожок!

       Неси бабушке,

       Неси дедушке!.

Удивился медведь: - Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в

ворота:

- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают! Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

- Что это в коробе? - говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька, сидит - живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


ТЕРЕМОК

Русская народная сказка в обработке М. Булатова


Cтоит в поле теремок. Он не низок не высок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка! А ты кто?

- А я лягушка–квакушка.

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка!

- Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

- А я зайчик–побегайчик

- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка–сестричка.

- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- Я, лисичка–сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок–серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- Я, лисичка–сестричка.

- Я, волчок–серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит:

- Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю.

- Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

- Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!


ТРИ МЕДВЕДЯ

Русская народная сказка в обработке Л. Толстого


Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки. И Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит — у стола три стула: один большой, Михайлы Иванычев, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась, — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! держи! Он хотел её укусить. девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.


СТИХИ ПОЭТОВ РОССИИ (2-3)

Аким Яков Лазаревич

(1923 - 2013)


ЁЛКА НАРЯЖАЕТСЯ

Ёлка наряжается —

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.


Александрова Зинаида Николаевна

(1907 - 1983)


ВКУСНАЯ КАША

Каша из гречки.

Где варилась?

В печке.


Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила…


Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.


Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Оля доела

Последние крошки!


КАТЯ В ЯСЛЯХ

Раз, два, три, четыре, пять:

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.


Катя саночки везет

От крылечка до ворот.

А Серёжа на дорожке

Голубям бросает крошки.


… Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.


Почему не пляшет

Новенькая наша?

Катя к новенькой идет,

В хоровод ее ведет.


… Огни погасли,

Уснули ясли:

И Лида, и Катя,

И куклы в кровати.


Только Мишка не спит,

На окне сидит;

Глядит на луну:

«Никак не усну!»


УТРОМ

Оля, Оля, Олюшка

Встанет раньше солнышка,

Встанет раньше солнышка,

Говорит как скворушка…


А когда поест-попьет,

Как синичка запоет.

Как воробышек поскачет,

Упадет и не заплачет!


Барто Агния Львовна

(1906 - 1981)


КТО КАК КРИЧИТ

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.


Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.


Пить, пить, пить!

Воды попить.


Мурр-мурр…

Пугаю кур.


Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра.


Му-у, му-у!

Молока кому?


Берестов Валентин Дмитриевич

(1928 - 1998)


БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.


ИСКАЛОЧКА

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то,

И куда он мог залезть?


КОТЁНОК

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!


МИШКА, МИШКА, ЛЕЖЕБОКА

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал,

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался,

Все бы мишеньке храпеть.

Эх ты, мишенька-медведь!


Введенский Александр Иванович

(1904 - 1941)


МЫШКА

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может в кухне корка есть?

А на кухне возле шкапа

Видит мышка - чья-то лапа.

Лапа пёстрая,

Когти острые.

Эй, мышка, не зевай:

Поскорее убегай!

убегай из этих мест,

А то кошка съест.


ПЕСНЯ МАШИНИСТА

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете?

Спят. Спят.

Только я и паровоз,

Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.


Высотская Ольга Ивановна

(1903 - 1970)

НА САНКАХ

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!


Ты сиди, не упади, —

Там канавка впереди!


Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!


СНЕЖНЫЙ КРОЛИК

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни —

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!


Жуковский Василий Андреевич

(1783 - 1852)

КОТИК И КОЗЛИК

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясет бородою.


Клокова Мария Петровна

(1884 - 1943)

БЕЛКА

У опушки ельник мелкий

Да зеленый луг.

Высоко на ёлке белка

Закачала сук.


На лужайке ребятишки

ловят лягушат.

Отряхает белка шишки

С ёлки на ребят.


Каждый сук для белки мостик,

Каждый куст ей дом.

Так и скачет рыжий хвостик

В ельнике густом.


Убежит под куст косматый,

Выскочит опять.

Меж густых ветвей ребятам

белку не поймать.


ДЕД МОРОЗ

Ночью в поле снег сыпучий, тишина.

В тёмном небе, в мягкой туче спит луна.

Тихо в поле. Тёмный-тёмный смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный, с ёлки слез.

Весь он белый, весь в обновах, весь в звездах,

В белой шапке и в пуховых сапогах.

Вся в серебряных сосульках борода.

У него во рту свистулька изо льда.

Выше, выше вырастает Дед Мороз.

Вот он вышел из-за ёлок и берёз.

Вот затопал, ухватился за сосну

И похлопал снежной варежкой луну.

Зашагал он, закачал он головой,

Засвистал он в свой свисточек ледяной.

Все снежинки по сугробам улеглись.

Все снежинки огонёчками зажглись.


ЕЖИК

Ходит ёжик

без дорожек

По-лесу.


Любит рыться

в старых листьях,

Колется.


Вот я ёжику-ежу

тропку к полю покажу,

Где катают мышки —

еловые шишки.


ЗИМА ПРОШЛА

Воробей с берёзы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

 

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

 

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки - 

Чик-чирик!


СТРЕКОЗА

Летит стрекоза,

как горошины глаза —

вверх и вниз,

вверх и вниз.

— Вот, поймаю, берегись!

Вот, вот стрекоза,

как горошины глаза.

Ах, попалась,

заметалась…

Не уйдешь из картуза.


УТРОМ

Утром на тропинку,

где лесная глушь,

извивая спинку,

выползает уж.


Из-под хвои взрытой

вышел на простор

бисером расшитый

красный мухомор.


Кто-то завозился

меж густых ветвей:

— Ишь, как нарядился!

свистнул соловей.








БЛОКИ ДЬЕНЫША

Что это такое?




На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию. 

Предлагаем вам ознакомиться с описанием необычной развивающей методики и разобраться, в чем ее суть и какую пользу она может принести  ребенку.


История создания.


Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.




Золтан Пал Дьенеш 

1916 - 2014 гг.



Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.















Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш. Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание.

Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.

  

Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.


Цели и задачи игры.

Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.

Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.

Задачи же довольно разнообразны:

- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;

- научить сравнению предметов по признакам;

- развить воображение и творческие задатки;

- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;

- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;

- научить самостоятельно принимать решения.

Блоки Дьенеша можно и нужно смело использовать в развитии аналитического и логического типов мышления вашего ребенка. Работа с данным пособием поможет ему без труда подружиться с миром точных наук.


На какой возраст расчитаны?

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.


Положительное воздействие.

Логические блоки Дьенеша улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, развивают фантазию. Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Словарный запас детей пополняется  существительными и прилагательными, которыми называют формы, размеры и цвета предметов.

Так как малыш учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.


Как использовать блоки?

Учебно-игровое пособие Дьенеша состоит из сорока восьми деталей. В комплект также входят различные карточки с разнообразными картинками, схемами и шаблонами, альбомы с заданиями и описанием игр и упражнений. Повторяющихся элементов в наборе нет. Они различаются по формам и цветам, размерам и объемам.

Разнообразие занятий, основанных на логических блоках Дьеныша настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи.  При выборе надо ориентироваться на возраст и возможности  детей. 

Многие дети могут начинать познавать новое раньше своих сверстников, многие позже, но это совершенно нормальный процесс.

Золтан Дьенеш предложил разделить работу со своим пособием на три ступени.

- Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.

- Игра по правилам. Здесь необходимо, чтобы воспитатели, педагоги или родители объяснили ребенку, что от него требуется. Его задача – повторить что-либо. Например, «повтори картинку». Он должен выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.

- Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.


Примеры занятий.

Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.


С малышами.

Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.

Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.

«Покормим животных».

Сортируем блоки по наличию одного признака. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма. Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.  Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру. 


Сортируем фигуры по наличию двух признаков.

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.


Игры с альбомами. Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.

 


«Найди такой же» – очень занимательная игра. Среди всех фигур надо найти ту, что показывают. Можно отметить, что искать надо одинаковые по форме фигуры, но разных цветов или разные фигуры, но одного цвета.

«Найди другой». Это задание похоже на предыдущее, но задачей малыша является поиск фигур, отличающихся от показанной (по цвету, форме, размеру).


Конструирование. Малыши 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.


С дошкольниками.

Детям средней группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.


Сортируем блоки с использованием логических карточек.

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Карточки можно сделать самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.  Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Главная заслуга блоков Дьеныша – в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, увлекая его в мир освоения сложной математической стороны познавательного процесса.


«Второй ряд». Данная игра эффективно тренирует аналитический тип осмысления. Необходимо использовать несколько фигур. Складываем их в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен выстроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета.

Подсказки делать не нужно – пусть он сам учится анализировать и строить догадки.


«Что изменилось?» Такое математическое упражнение позволяет улучшить память и помочь развитию мышления ребенка в интересной форме. Надо выложить какую-либо последовательность из элементов Дьенеша. Пусть ребенок попробует ее запомнить. По одному сценарию игры нужно убрать одну из деталей, а испытуемый должен догадаться, какую именно деталь убрали, и положить ее обратно. Другой вариант предполагает замену одного элемента. Игроку надо разгадать произошедшую перемену и воспроизвести изначальную картину.

Усложнение задачи подразумевает включение сразу двух-трех новых элементов или замену нескольких блоков.


«Заселяем в домик». Это упражнение предназначено для детей старшей подготовительной группы детского сада (пять — шесть лет). Для его выполнения надо схематично нарисовать дом с несколькими комнатами, в которых «живут» фигуры (их тоже рисуем в комнатах). Также изображаем те элементы, которым там «жить» нельзя (например, в перечеркнутой окружности). Озадачьте ребенка правильным «заселением» фигурок в их комнаты.


«Магазин». Подготовьте магазин с товарами, которыми могут быть любые предметы, например игрушки ребенка или что-то вкусненькое. Функцию денег должны выполнять фигуры из набора Дьенеша. У каждого товара своя стоимость. Малыш должен понять, что он сможет себе позволить купить исходя из количества данных ему фигур-денег. Постепенно задача становится труднее. Например, пусть заяц стоит уже не один квадрат, а большой желтый квадрат либо два маленьких квадрата красного и синего цветов. Гораздо интереснее играть, когда ребят несколько.


СКАЧАТЬ:

Блоки Дьеныша. Альбомы.


ИСТОЧНИКИ:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2018/10/23/bloki-denesha

https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/bloki-denesha/#h2_216877

https://jili-blog.ru/logicheskie-bloki-denesha-igry-i-albomy-s-zadaniyami.html



ЕДИНЫЙ УРОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"



В соответствии с рекомендациями от 23.05.2017 № 3.1-10/2029 парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет», Планом мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей на 2021-2027 годы, утверждённым приказом Минцифры России от 01.12.2020 № 644 в образовательных организациях Российской Федерации с ноября по декабрь 2021 года пройдет Единый урок безопасности в сети «Интернет».

Единый урок представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, на привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

Инициатором Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

Организатором Единого урока выступают рабочая группа «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, Минцифры России, Миниросвещения России, Роскомнадзор, ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования», АНО «Агентство поддержки государственных инициатив» и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единый урок традиционно проходит в образовательных организациях до 10 декабря 2023 года.


Материалы для проведения ЕДИНОГО УРОКА по безопасности в сети «ИНТЕРНЕТ»: 

Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации.


Методические рекомендации по обработке персональных данных в общеобразовательных организациях.


Презентация для родителей «Безопасность детей в Интернете»


Медиа-информационная грамотность (учебное пособие)


Дистанционные курсы для педагогов по следующим направлениям:

•Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации

•Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта

•Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети «ИНТЕРНЕТ», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях

•Основы обеспечения информационной безопасности детей

•Создание и развитие сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов


НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»:

Тайный друг

Белые овцы

Девяносто девять

Королева красоты

Карнавальный костюм

Бал-маскарад

Тысяча друзей

Чужой телефон

Фейерверк

Руки вверх

В глупом положении

Корзина покупок

Игра в снежки

Телефономания


Другие материалы:

Сайт «Дети России онлайн»

Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе» издается Фондом Развития Интернет с 2009 года. Научная поддержка: факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральный институт развития образования МОН РФ.

Портал «Идем в Вебландию!» — лучшие сайты для детей